|
Некоммерческое
профессиональное партнёрство
ОБЩЕСТВО ГРУППОВОГО АНАЛИЗА
(ОГРА)
г. Санкт-Петербург
|
Рабочая программа дисциплины
Курс усовершенствования ОГРА
«Основы группового анализа»
Программа утверждена
Тренинговым комитетом ОГРА
«24» апреля 2011
года, протокол №_6
Курс
– усовершенствование
Теоретических
занятий – 47 часов
Практических
занятий - 73 часов
Всего
– 120 ч.
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа Курса «Основы группового анализа» (в дальнейшем – «Курс…»)
является рамочной и содержит минимальные требования, необходимые для
аккредитации такого рода программы в ОГРА
Требование к слушателям: наличие высшего образования (психологического,
медицинского, педагогического и др.).
Программа
курса соответствует требованиям European Group Analytic Training Institutions
Network (E.G.A.T.I.N.) и программе «Вводного курса» Института группового
анализа («Introductory Course.» IGA, London.
Программа
принята на заседании Тренингового Комитета ОГРА 24 апреля 2011 г., протокол № 6
Цель:
Ознакомить слушателей с основными положениями теории ГА и техники
ведения ГА-групп. Дать возможность получить собственный опыт работы в
качестве участника ГА-группы в объеме, достаточном для начала обучения на
«Базовом курса группового анализа» и самостоятельной работы с
группаналитической группой под супервизорским контролем (квалификационный
статус ОГРА – «кандидат в специалисты в области группового анализа»).
Организация:
«Курс..» организационно
состоит из трех независимых частей:
- теоретическая часть
- средние (большие) группы
- малые тренинговые группы.
Эти части
могут проводиться совместно в виде единого блока или в виде параллельно
проводящихся теоретического учебного курса и групп.
Общий
объем Курса «Основы группового анализа» составляет не менее 120 академических
часов. Из них:
- не менее 47 академических часов (далее –
«часов») занимает теоретическая подготовка (лекции, семинары,
демонстрационные супервизии, ролевые игры).
- не менее 13 акад. часов занимает получение опыта
работы в составе большой или средней группаналитической группы
- не менее 60 акад. часов (30 сессий)
составляет получение личного опыта работы в качестве участника тренинговой
или иной малой группаналитической группы.
В качестве
преподавателей могут выступать лица, имеющие квалификацию,
соответствующую как минимум уровню «специалист», а в качестве
ведущих тренинговых групп - лица, имеющие квалификацию,
соответствующую как минимум уровню «супервизора» по критериям
Общества группового анализа (ОГРА, Санкт-Петербург)
Для аккредитации курса Руководитель
представляет в ТК ОГРА программу теоретической части с указанием тем и их
почасового расписания
В качестве тренинговых
могут быть засчитаны часы работы слушателя в малой группаналитической
группе, проводившейся или проводящейся вне структуры Курса. Необходимыми
условиями для учета часов такой подготовки являются соответствующая
квалификация руководителя группы и положительное решение руководителя
Курса. Кроме того, группа должна также удовлетворять требованиям документа ОГРА
"Порядок
аккредитации и прохождения тренингового группового анализа» (2002 год)
По усмотрению Руководителя Курса
обучение может заканчивается сдачей зачета или экзамена.
2.
Теоретическая часть
2.1. Введение в группанализ
Определение. Место группанализа
среди других видов групповых психотерапий. Аналитически-ориентированные группы.
Основные характеристики группаналитической группы. Границы и сеттинг в
группанализе. Типы группаналитических групп. Особенности больших групп. Области
применения группанализа. Современные направления развития группанализа
Групповая и индивидуальная
психоаналитически-ориентированная терапия. Преимущества и недостатки
(сравнительный анализ).
История развития групповых методов
психотерапии. История развития группанализа. Жизненный путь и роль З.
Фоулкса в развитии группанализа. Современное состояние и перспективы
развития группанализа. Развитие группанализа в России.
Терапевтические факторы группы.
Подготовка специалистов в области
группанализа. Терапевтическая идентичность руководителя группаналитической
группы.
2.2. Основы группанализа
Теоретические основания
группанализа.
Социальная природа человека. Предположение о
первичности матрицы отношений. Понятие групповой матрицы. Персональное и
коллективное (социальное) бессознательное. Системный подход: люди, группы,
организации в динамическом равновесии.
Дирижер
как динамический администратор.
Общие понятия. Цели, задачи, этапы.
Начальный этап динамического администрирования. Оценка и подготовка участников.
Заключение контракта. Этап динамического администрирования в условиях
работающей группы. Завершение группы.
Работа дирижера в
группе.
Цель работы дирижера. Способы ее
достижения. Техника управления группой. Основы техники интервенции в
группанализе. Задачи, роль и место руководителя группы. Общие проблемы
теории и практики интервенций в группанализе.
Дирижер как аналитик.
Основные понятия психоаналитических теорий в применении к групповой ситуации
(перенос, контрперенос, защиты, проекция, проективная идентификация,
интроекция). Специфические групповые процессы (коммуникция, отзеркаливание,
резонанс, локализация, конденсация и трансляция)
3. Вопросы к экзамену (примерный
перечень)
- Группанализ. Определение.
Основные характеристики метода
- Место ГА среди других видов
работы с группами
- ГА и психоанализ.
Сравнительный анализ двух методов психотерапии: преимущества и недостатки.
- Группаналитический сеттинг.
Понятие границ в группанализе.
- Классификация типов групп.
- ГА – области применения.
Терапевтическое сообщество.
- История становления
групповой психоаналитически-ориентированной терапии.
- Жизнь и деятельность З.Г.
Фоулкса и становление современного группанализа.
- Терапевтические факторы
группы
- . Динамическое
администрирование. Определение, цели и задачи.
- Динамическое
администрирование. Первоначальное планирование и организация (до встречи с
будущими участниками). Особенности планирования при работе в организациях
- Динамическое
администрирование. Работа с будущими участниками. Отбор. Показания и
противопоказания к работе в ГА-группе.
- Динамическое
администрирование. Работа с будущими участниками – подготовка к группе.
- Динамическое
администрирование. Принципы формирование «группы-как-целого».
- Динамическое
администрирование. Основные проблемы и принципы работы дирижера между
сессиями.
- Интервенции в ГА. Общие
принципы.
- Интервенции в ГА. «Петля
интервенции».
- Интервенции в ГА. Фокус
внимания дирижера. Понятие матрицы. Понятие конфигурации группы . Понятие
уровней коммуникации.
- Интервенции в ГА. Принципы
классификации интервенций
4. Учебно-методическое обеспечение курса
Основная (русскоязычная)
1.
Шамов В.А., Дмитирева Т.В. «Основы группового анализа»
Учебно-методческое пособие.С-Пб., Из-во "Восточно-Европейский институт
психоанализа",2007, С.64
2.
Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. 5-е международное
издание. . С.-Пб, Питер:,2000, С.640
3.
Кеннард Дж., Робертс Дж., Уинтер Д. Групп-аналитическая психотерапия С.-Пб, Питер:,2002, С.190 (David Kennard,
Jeff Roberts, David A. Winter A workbook
of group-analytic Interventions/ London and Philadelphia.
Jessica Kingsley Publisher
Дополнительная (русскоязычная)
1.
Витакер Д.С. Группа как инструмент психологической помощи. М. «Класс»,
2000, С.430
2.
Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая психотерапия. 3-е международное
издание. С.-Пб, Питер:,2002, С.397
3.
Куттер П. Элементы групповой терапии/ Введении в психоаналитическую
практику. С-Пб., Б.С.К., 1998, с.198
4.
Бакирова Г.Х. Группаналитический подход к управлению персоналом в
организации. Групп- анализ организационных процессов. Групп-аналитический
подход к лидерству. – В кн.: Психология эффективного стратегического управления
персоналом. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 591
http://groupanalysis.ucoz.ru/publ/dokumenty_ogra/obshhie_dokumenty_shhgra/kurs_ogra_quot_osnovy_gruppovogo_analiza_quot/12-1-0-33
Источник: http://groupanalysis.ucoz.ru/publ/dokumenty_ogra/obshhie_dokumenty_shhgra/kurs_ogra_quot_osnovy_gruppovogo_analiza_quot/ |