22 мая 2012 г. в Мариинском дворце
состоялись депутатские слушания на тему о проекте Закона "О
психологической помощи населению в Санкт-Петербурге", организованные
профильной комиссией Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по науке
и высшей школе, возглавляемой профессором А.В. Воронцовым. В
мероприятии приняли участие депутаты ЗС СПб, представители комитетов
Правительства СПб по социальной политике, по образованию и по
здравоохранению, представители петербургских вузов и научной
общественности.
В своем вступительном слове председательствующий на слушаниях
руководитель рабочей группы по разработке проекта Закона доктор
философских наук А.В. Воронцов, в частности, заявил:
«Уважаемые участники парламентских слушаний!
Мы пригласили вас к нам в Законодательное Собрание, для того чтобы
всесторонне проанализировать ситуацию с системой психологической помощи
населению в Санкт-Петербурге. Вместе с приглашением мы заранее
направили всем вам для изучения законопроект «О психологической помощи
населению в Санкт-Петербурге», разрабатываемый рабочей группой при
постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного
Собрания. Также мне бы хотелось, чтобы сегодня в ходе обсуждения каждый
из желающих высказал свою точку зрения по этому законопроекту.
Сегодня в зале находятся настоящие профессионалы своего дела, имеющие
самое прямое отношение к существу вопроса. Это депутаты
Законодательного собрания, представители ряда комитетов Правительства
Санкт-Петербурга, руководители и сотрудники психологических факультетов
ведущих ВУЗов города на Неве, специалисты в области практической
психологии. Особую благодарность мне хочется выразить председателю комитета по образованию Наталье Владимировне Третьяк, которая приняла
решение участвовать в наших слушаниях.
Мы будем обсуждать сегодня чрезвычайно важную и актуальную тему, -
психологической помощи населению. Сегодня во всем мире эта тема – одна
из основных. Что уж говорить о нашей России, где реальностью являются
деструктивное поведение детей и молодежи, бесчисленное количество
разводов и абортов, хаос, выплескивающийся на наши улицы, вереницы
«прорицателей», «колдунов», «магов», «шарлатанов» и прочих
«лохотронщиков». Нам крайне необходимы четкие правила оказания
психологической помощи, прояснение статуса и защита практическою
психолога, вообще стимулирование развития практической психологии,
отсечение из этой сферы непрофессионалов, Это уже четко поняли в Москве,
где в 2009 году городская Дума приняла столь важный Закон «О
психологической помощи населению г. Москве», это поняли в братской
Белоруссии, где аналогичный Закон подписан президентом А.Г. Лукашенко,
это понимают в Челябинской области, где Министерство труда также
разрабатывает данный Закон. И Петербург, как город европейской культуры,
должен быть в авангарде данного процесса.
Следует отметить, что мы занимаемся опережающим законотворчеством,
следуя московскому прецеденту и, тем самым, стимулируя процесс, который,
уверен, будет иметь продолжение и на федеральном уровне.
Хочу особо подчеркнуть, что настоящий закон не является политическим
проектом, - в его разработке принимают участие представители различных
политических партий, любящих наш город, профессионально подходящих в
делу.
Профессионализм и забота о людях, - вот ключевые слова, относящиеся к нашей обшей работе».
По словам одного из авторов документа, заместителя начальника учебного управления СПбГУ, доктора психологических наук С.Н. Костроминой,
целью законопроекта, подготовленного рабочей группой профильной
комиссии, является обеспечение качественной, доступной и
профессиональной психологической помощи в СПб. Таковая помощь должна
оказываться на основании добровольного обращения гражданина, его
опекуна, попечителя, другого законного представителя в целях
предупреждения и разрешения психологических проблем, преодоления
последствий кризисных ситуаций. Проектом предусмотрена также заочная
помощь. Кроме того, документ содержит положения о реестре лиц,
оказывающих психологическую помощь в СПб, требованиях к квалификации
специалистов, стандарте данной услуги, государственной поддержке
деятельности психологов и др.
Приводим сокращенный текст доклада С.Н. Костроминой:
«Уважаемые коллеги!
Вопрос психологического здоровья населения – это вопрос будущего благополучия нашей страны.
Этот вопрос связан не только с возможностью поддержания
психологического здоровья населения на должном уровне и оказания
психологической поддержки в случае необходимости, но и гарантии качества
получения таких услуг в нашем городе.
Именно на решение этой проблемы направлена инициатива по разработке и
принятию Закона о психологической помощи населению Санкт-Петербурга.
Принятие данного закона ставит своей целью защитить население от
разнообразных магов и шарлатанов, поставивших на один уровень психологию
и магические/оккультные практики, а также консолидировать
профессионального сообщества в достижении этой цели. Для этого нужны
правила и упорядочивание сложившейся ситуации.
В основу проекта закона легла идея о том, что по своей структуре и
содержанию он должен носить рамочный характер, т.е определять
договоренность сторон о том, как будет происходить сотрудничество. В нем
устанавливаются принципы и правила сотрудничества. А Детали (конкретные
объемы, сроки, порядок) и содержательная специфика прописывается в
нормативных актах. Такой подход позволяет сформулировать требования и
правила оказания психологической помощи в нашем городе, таким образом,
чтобы они были едиными для всех специалистов и не противоречили
нормативным документам принятым в отношении психологической помощи в
других сферах. В каждой из них существует своя специфика. Это и может
быть прописано например, в положении психологической помощи в сфере
образования. В качестве обязательных документов предполагается принятие
стандарта об оказании психологической помощи, положения о
координационном совете и реестре психологов. О них я скажу несколько
позже. В законе это указано в статьях 17, 18,19.
В качестве основополагающих принципов создания закона можно выделить три принципа:
Профессионализм;
Доступность:
Прозрачность.
Профессионализм. Одна из основных проблем, связанных с оказанием
психологической помощи в нашем городе – это низкое качество оказание
психологических услуг на фоне высокой востребованности. Закон должен
защитить от тех, кто не признается профессиональным сообществом. А также
объяснить при каком уровне квалификации они могут получить
квалифицированную психологическую помощь. Как можно охарактеризовать
рынок психологических услуг сегодня. Исследование проведенное в 27-28 мая среди
600 жителей 5 районов г. Санкт-Петербурга прошлом году высокую
востребованность в психологических услугах. Приведу пример на сфере
образования. С одной стороны налицо высокая востребованность в
психологической помощи. Возможность обращения к психологу или
психотерапевту, в принципе, допускает для себя каждый третий (33%),
исключают – 47% опрошенных.
По имеющимся данным[1], на первом месте по количеству обращений к
специалисту психологу расположились женщины от 25-28 до 40-45 лет, с
высшим образованием, как правило, руководители среднего звена. Эти
женщины в большинстве своем активны, часто сами интересуются
психологией, многие не замужем или в разводе. На втором месте, по
количеству обращений за психологической помощью, находятся мужчины
30-45 лет, с высшим образованием, руководители от среднего звена до
топ-менеджера, имеющие, преимущественно, семейные проблемы.
Однако их по сравнению с женщинами значимо меньше. И на третьем месте
по количеству обращений располагаются дети и подростки – от 3 до 20
лет (рис. 2)
При этом будучи клиентом, в нашем городе очень трудно найти
высококлассного профессионала, который качественно окажет
психологическую помощь, будет нести ответственность за полученные
результаты и к которому человек может спокойно обратиться второй, третий
раз.
На вопрос «Где вы нашли психолога для получения психологической
помощи?» 83% респондентов (N=347, возраст от 23 до 51 года) ответили
«по личной рекомендации» (рис. 3). Из них только 4% опрошенных заявляют,
что были удовлетворены результатами.
Полученные данные явно свидетельствуют о сложившемся недоверии к
специалистам, оказывающим психологическую помощь в нашем городе. И
причинами этого недоверия являются как низкая квалификация
психологов-практиков, так и невысокий уровень психологической
грамотности населения.
Поэтому первый принцип, который заложен в Законе – это
профессионализм. До сих пор нет никаких документов отделяющих
профессиональное психологическое сообщество от сообщества магов и
эзотериков. Сейчас на рынке психологических услуг 45% сайтов и
объявлений - это эзотерические центры и частные лица, называющие себя
магами, целителями, ясновидящими. Одновременно с этим, в
Санкт-Петербурге сейчас существует более 500 различных школ
целительства, которые могут называться центрами, институтами, даже
академиями. Все они рекламируют услуги по оказанию психологической
помощи: индивидуальные психологические консультации, тренинги. Если
набрать в поисковых сайтах сети Интернет «психологическая помощь» –
самыми популярными из 4 первых ссылок будут 2 ссылки на эзотерические
центры. Среди них «Академия частной жизни Ларисы Ренар» (базовый
тренинг — «Природа женственности». Четыре тренинга по состояниям: «Сияние Страсти» (состояние Любовницы), «Сила Уверенности» (состояние Хозяйки), «Прелесть Любви» (состояние Девочки), «Крылья Свободы»
(состояние Королевы). Важным моментом, является также тот факт, что в
60% случаях сотрудники центров и, частные лица, занимающиеся
эзотерической деятельностью, позиционируют себя как психоаналитики и
специалисты в различных психологических направлениях (психоанализ,
индивидуальная психотерапия, гипноз, транзактный анализ и т.д.).
Сложившаяся ситуация привела к тому, что в настоящее время
деятельность психологов становится, в один ряд с «целителями»,
«ясновидящими» «экстрасенсами», т.е. понятие астролог, целитель,
ясновидящая, психолог становятся рядоположенными. Ключевой причиной
этого факта является отсутствие нормативной базы, позволяющей отделить
квалифицированную психологическую помощь от шарлатанства и
мошенничества.
А что же профессионалы. Только 12% выпускников остаются в профессии,
работая в государственных и негосударственных учреждениях или занимаясь
частной практикой. Сегодня на рынке практической психологии в
Санкт-Петербурге доля профессиональных психологов составляет менее 30%.
Такая «конкуренция» в сфере оказания психологической помощи однозначно
негативно сказывается на качестве психологических услуг в
Санкт-Петербурге. Проведенный опрос населения (N=347) показывает, что
более 60% населения оценивает качество психологической помощи в нашем
городе ниже среднего. Поэтому одна из самых важных статей закона - статья 1:
кто может оказывать психологическую помощь. Закон предполагает
ограничения (сказать какие и почему: 1) стандарт бакалавра, 2)
ограничения по переподготовке (вы бы пошли к врачу, у которого основное
образование инженер и 2 года переподготовки. Это должно быть прописано в
требованиях к психологу (ст. 22).
На фоне имеющейся конкуренции и разобщенности в этой сфере
деятельности только 1,75% психологов оценили уровень профессионализма
своих коллег как высокий. 56% опрошенных поставили средний балл, а 20%
поставили уверенную двойку за профессионализм и качество.
Критичная оценка самих себя, как нельзя лучше выявляет проблемы
качества оказания психологической помощи населению Санкт-Петербурга:
межведомственная разобщенность, слабая информированность населения,
отсутствие надзора со стороны профессионального сообщества,
отождествление психолога с целителями и экстрасенсами,
безответственность, граничащая со вседозволенностью, беззащитность
клиента перед специалистом, фактический выбор без выбора (либо обращение
в государственную/негосударственную структуру к тем, кто имеется, либо
поиск по знакомым «хорошего специалиста») в условиях множественности
часто весьма сомнительных предложений и т.д. Помочь преодолеть
разобщенность призвано создание межведомственного координационного
совета. Его задача – координация деятельности в сфере оказания
психологических услуг. (ст.17). Регламент и порядок
функционирования Совета должны определяться подзаконным актом. Кроме
того, в закон включена статья, предусматривающая поддержку лиц,
оказывающих психологическую помощь (ст.20). Эта статья закона направлена на повышение квалификации и профессионализма работающих психологов.
Следующий принцип – это доступность. Несмотря на то, что в нашем
городе бесплатную психологическую помощь оказывают государственные и
муниципальные образовательные, лечебные и социальные учреждения, в тоже
время до 90% профильных услуг оказывают специалисты-одиночки, ведущие
прием, в том числе и на дому. Кто эти люди контролировать невозможно. С
этой целью закон предполагает создание Реестра специалистов и
организаций, которые поддержаны профессиональным сообществом как те, кто
может оказать качественную психологическую помощь (ст.19).
Кстати говоря, с 2006 года в России вступил в силу новый порядок
взаимодействия целителей с государством – введена государственная
система сертификации услуг целителей. Те, кто такую сертификацию
проходит, включаются в Государственный «Реестр целителей». При этом
реестра профессиональных психологов Санкт-Петербурга (не говоря уже об
общероссийском) не существует. С нашей точки зрения доступность –
означает не только материальную сторону. Предоставление информации куда,
по какому вопросу, к какому специалисту можно обратиться также означает
доступность. Реестр создается на добровольной основе (внесение изменения).
Создание реестра не направлено ограничение деятельности целителей.
Они могут работать и дальше. Наша задача помочь людям получить
информацию. Убрать имеющуюся дезориентацию. Реестр означает контроль за
деятельностью профессионалов. Ответственность профессионального
сообщества за тех, кого оно рекомендует гражданам.
Наконец, третий принцип – прозрачность.
Как я уже сказала, только 12% выпускников психологических факультетов
работают по специальности. Оставшиеся в профессии стремятся
организовать собственный бизнес в части оказания психологических услуг
или занимаются частной практикой, которая никаким образом не
регламентируется, кроме как совестью специалиста.
Рейтинг основных негативных последствий коммерциализации рынка
психологических услуг в представлении участников опроса выглядит
следующим образом:
1) нарушение принципов социальной справедливости, проявляющееся,
прежде всего, в снижении уровня доступности высококвалифицированной
психологической помощи и дифференциации ее объема и качества в
зависимости от платежеспособности клиента (64%);
2) неконтролируемый переход наиболее подготовленных и дееспособных кадров в негосударственный сектор (52%);
3) слабость государственного и общественного контроля над деятельностью частных практиков (42%);
4) прогрессирующая тенденция развития платных психологических услуг в ущерб бесплатным (6%).
Это означает, что процесс оказания психологической помощи должен
стать прозрачным и понятным людям. С этой целью в Законе прописываются
цели и принципы оказания психологической помощи (ст 9 и 10). Виды психологической помощи (ст.11),
в частности с конкретизацией, что психодиагностика является не
самостоятельным видом деятельности, а частью других. (объяснить).
Условия оказания психологической помощи, а также обязанности психолога.
Где, например, прописываются самые общие требования и правила оказания
психологической помощи. Собственно говоря ст.23 (ч. 2) закладывает
основания для создания профессионального стандарта (ст 18).
Принятие профессионального стандарта – третий подзаконный акт,
сопутствующий закону. Профессиональный стандарт оказания психологической
помощи предполагает описание функций и компетенций, необходимых
действий и методик для каждого вида деятельности. В отличие от
образовательного стандарта он описывает не необходимый минимум, чтобы
работать, а достаточный. Образовательный стандарт содержит основания для
приема. Есть образование - основание для приема ", Только основания
отказа - по критерию "ниже низшего". Профессиональный стандарт -
содержит в себе одновременно и основания для приема , и для отказа
одновременно (по типу Включения - исключения") "мы принмаем Вашу
кандидатуру на конкурс, поскольку у Вас есть необходимые квалифицирующие признаки, установленные государством (не
принять кандидатуру работатодатель не имеет права [так же как отказать
беременной только на том основании, что она беременная]), но имеем право
не принять (отказать) потому, что Ваш уровень не соответствует нашим
корпоративным стандартам (и все чесно - конкурс же - и приняли
достойного) Только основания отказа - по критерию "ниже высшего".
Закон «Об оказании психологической помощи населению
Санкт-Петербурга», позволит регламентировать деятельность всех
специалистов, оказывающих психологические услуги в нашем городе, создаст
унифицированное понимание содержания психологической помощи, четко
отделит психологическую практику от иных видов услуг, гарантирует
получение качественной психологической поддержки за счет ограничения
круга лиц, имеющих право на профессиональную психологическую
деятельность, послужит основанием для ее регламентации и разработки
стандарта оказания психологической помощи независимо от сферы и
особенностей клиента, защитит клиента от преступной деятельности
специалистов, определит меру ответственности государственных структур
за ненаказание преступных специалистов. В противном случае нас ждет
дальнейшее снижение качества психологической помощи населению города,
полная безнадзорность со стороны государства и профессионального
сообщества, усиление межведомственной разобщенности, отсутствие
государственно-общественной координации деятельности всех
специалистов-психологов Санкт-Петербурга.
И, наконец, последнее, возможно самое важное – закон не требует
дополнительного финансирования. Создание системы обеспечивается
консолидацией усилий профессионалов».
Председатель Комитета по образованию Н.В. Третьяк в целом поддержала законопроект, внеся несколько конструктивных предложений по его доработке.
В частности, Н.В. Третьяк заявила о необходимости прояснения функций
Консультативного Совета и определенной корректировки ряда статей
проекта Закона.
С докладами на слушаниях также выступили декан факультета культуры,
семьи и детства СПб государственного университета культуры и искусства,
доктор педагогических наук Б.А. Титов ("О системе
психологической помощи населению в Санкт-Петербурге") и декан
психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, доктор
психологических наук В.В. Семикин
("Психолого-педагогические аспекты социальной работы с населением (на
примере деятельности межвузовской ассоциации духовно-нравственного
просвещения "Покров")").
Б.А. Титов отметил, что в современном обществе
сохранение института семьи практически невозможно без разветвленной
системы психологической помощи населению, без поддержки такой системы со
стороны государства и поддержал законопроект.
В.В. Семикин, являющийся одним из основателей
существовавшей ранее в Петербурге службы практической психологии,
рассказал о трудной истории развития психологической службы в
Санкт-Петербурге и также поддержал законопроект, отметив, что при всей
необходимости доработки, его важность нельзя переоценить.
Представители комитета по здравоохранению главный психиатр А.Г. Софронов и главный психотерапевт В.И. Курпатов также
поддержали проект Закона, но с рядом оговорок. Например, было выказано
пожелание вывести из под действия будущего Закона немедицинских
психологов.
Представитель комитета по социальной политике Г.А. Макорта
подверг законопроект достаточно серьезной критике, выразив свое мнение о
том, что он требует, по меньшей мере, серьезной переработки. Вместе с
тем, отвечая на критику Г.А. Макорты, основной докладчик С.Н. Костромина
отметила, что многие отмеченные уважаемым коллегой недостатки
законопроекта уже устранены, а по ряду других вопросов нужно проводить
дальнейшее обсуждение проекта Закона.
Заведующий кафедрой психологии СПбАППО С.М. Шингаев решительно
выразился в поддержу законопроекта. подчеркнув, что его появление – плод
длительных усилий большого рабочего коллектива.
Многие другие участники слушаний также высказалась в пользу
законопроекта и внесли ценные предложения по его совершенствованию.
По итогам обсуждения участники слушаний единогласно постановили
одобрить законопроект и рекомендовать рабочей группе откорректировать
его текст в срок до 1 октября 2012 года с учетом прозвучавших на
слушаниях замечаний и предложений. Правительству СПб решено предложить
принять положения о Совете по координации деятельности в сфере оказания
психологической помощи гражданам в СПб, стандарте оказания
психологической помощи и Реестре лиц, оказывающих данную помощь.
Полный текст решения слушаний приведен ниже:
РЕШЕНИЕ
участников депутатских слушаний
в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга
«О психологической помощи населению в г. Санкт-Петербурге»
1. Одобрить проект Закона Санкт-Петербурга «О психологической помощи населению в Санкт-Петербурге» в целом;
2. Рекомендовать рабочей группе по разработке проекта Закона
Санкт-Петербурга «О психологической помощи населению в Санкт-Петербурге»
в срок до 1 октября 2012 года доработать проект Закона с учетом
высказанных предложений и замечаний и внести его на рассмотрение
соответствующих органов Законодательного Собрания.
3. Считать целесообразным принятие Правительством Санкт-Петербурга следующих нормативно-правовых актов:
- Положение о Совете по Координации деятельности в сфере оказания
психологической помощи гражданам в Санкт-Петербурге при Правительстве
Санкт-Петербурга (Консультативном Совете);
- Положение о Стандарте оказания психологической помощи населению в Санкт-Петербурге
- Положение о Реестре лиц, оказывающих психологическую помощь населению в Санкт-Петербурге.
Просим всех посетителей нашего сайта принять участие в завершающем
этапе работы над столь нужным для нашего города проектом Закона. Свои
мнения и предложения просим высылать по адресу spb@kprf.ru.
Проект Закона прилагается:
Проект закона «О психологической помощи населению в Санкт-Петербурге»
ПРЕАМБУЛА
Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных
основ оказания психологической помощи в целях обеспечения прав и
законных интересов граждан при ее получении.
Положения настоящего Закона Санкт-Петербурга применяются при оказании
психологической помощи в отношении всех учреждений и лиц, оказывающих
или получающих психологическую помощь в Санкт-Петербурге.
Положения настоящего Закона Санкт-Петербурга не распространяются на
оказание психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи
гражданам в Санкт-Петербурге.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
В целях настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:
психологическая помощь — комплекс мер, направленных
на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических
проблем, преодолении трудных жизненных и кризисных ситуаций и их
последствий, способствующих поддержанию психического и соматического
здоровья, оптимизации психического развития, развитию личности,
адаптации и повышению качества жизни, в том числе путем активизации
собственных возможностей граждан.
¾ лица, оказывающие психологическую помощь – субъекты
оказания психологической помощи: государственные учреждения города
Санкт-Петербурга и негосударственные организации, а также сотрудники
этих организаций и (или) индивидуальные предприниматели с уровнем
профессиональной психологической подготовки не ниже специалиста и
магистра.
¾ получатель психологической помощи – лицо, которому оказывается психологическая помощь
¾ психологическая проблема — состояние душевного
дискомфорта гражданина, вызванное неудовлетворенностью собой, своей
деятельностью, межличностными отношениями, обстановкой в семье и (или)
другими проблемами личной жизни;
¾ кризисная ситуация — условия и (или) факторы,
приводящие к жизненным изменениям и возникновению психологических
проблем, с которыми гражданин не может справиться привычными для него
способами;
¾ кризисное вмешательство — безотлагательное оказание психологической помощи.
Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона Санкт-Петербурга
Целью настоящего Закона Санкт-Петербурга является обеспечение
качественной, доступной и профессиональной психологической помощи в
Санкт-Петербурге.
Настоящий Закон Санкт-Петербурга направлен на решение следующих задач:
¾ повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения Санкт-Петербурга;
¾ формирование дифференцированной системы оказания психологической помощи в Санкт-Петербурге;
¾ организация и осуществление контроля за соблюдением стандартов оказания психологической помощи в Санкт-Петербурге;
¾ регулирование отношений между лицом, оказывающим
психологическую помощь и лицом, которому оказывается психологическая
помощь;
¾ повышение профессионального уровня специалистов, оказывающих психологическую помощь в Санкт-Петербурге.
Статья 3. Законодательство Санкт-Петербурга о психологической помощи
1. Отношения, связанные с деятельностью в области оказания
психологической помощи, регулируются настоящим Законом, а также
нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга и
издаваемыми соответствующими нормативными правовыми актами федеральных
органов исполнительной власти, уполномоченных на решение вопросов в
области оказания психологической помощи.
2. Правовую основу отношений, возникающих в связи с оказанием
психологической помощи населению составляют статьи 7, 21, 38, часть 1
статьи 39, части 1 и 2 статьи 41, пункты «е» и «ж» статьи 72 Конституции
Российской Федерации, Федеральных законов от 24.07.1998 № 129-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 10.12.1995 №
195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», от 22.07.1993 № 5487-1 «Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан», Закона РФ от
02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан
при ее оказании», Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»,
Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской
Федерации», Устав Санкт-Петербурга и другие нормативные правовые акты
Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
3. Если международным договором, в котором участвует Российская
Федерация или Санкт-Петербург, установлены иные правила, чем
предусмотрены законом Санкт-Петербурга о психологической помощи, то
применяются правила международного договора
Статья 4. Применение настоящего Закона
1. Настоящий Закон применяется при оказании психологической помощи в
отношении всех учреждений и лиц, оказывающих психологическую помощь на
территории Санкт-Петербурга.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на
территории Санкт-Петербурга, при оказании им психологической помощи
пользуются всеми правами, установленными настоящим Законом, наравне с
гражданами Российской Федерации.
Статья 5. Добровольность обращения за психологической помощью
1. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного
обращения получателя психологической помощи, опекуна, попечителя,
другого законного представителя.
Статья 6. Права получателя психологической помощи
1. Получатели психологической помощи имеют право на:
1) получение профессиональной специализированной психологической
помощи (в том числе анонимной) при соблюдении ими норм и правил,
установленных настоящим Законом;
2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, вида психологической помощи и формы ее оказания;
3) сохранение конфиденциальности информации личного характера,
ставшей известной психологу, в процессе оказания психологической помощи,
за исключением случаев, когда такая информация предоставляется в
порядке, установленном федеральным законодательством или в случае угрозы
жизни и здоровью лица, обратившегося за психологической помощью.
4) получение информации о своих правах, а также в доступной для них
форме и с учетом их психологического состояния информации о характере
имеющихся у них психологических проблемах и применяемых методах оказания
психологической помощи.
2. Сбор данных (в том числе аудио-фото-видео или киноматериалы) и их
использование в качестве объекта научных психологических исследований
или учебного процесса, а также присутствие третьих лиц в процессе
оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя
психологической помощи, или его законного представителя.
3. Лица, виновные в ограничении прав и свобод лиц, обратившихся за
психологической помощью, несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Представительство граждан, которым оказывается психологическая помощь
1. Защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в возрасте до
14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособным,
при оказании им психологической помощи осуществляют их законные
представители (родители, усыновители, опекуны), а в случае их отсутствия
- администрация учреждения, в котором находится несовершеннолетний в
возрасте до 14 лет или лицо, признанное в установленном законом порядке
недееспособным.
Статья 8. Отказ от психологической помощи
Получатель психологической помощи вправе отказаться от её получения на любом этапе её оказания.
ГЛАВА 2. ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Статья 9. Цели оказания психологической помощи
Целями оказания психологической помощи являются:
¾ предупреждение психологических проблем;
¾ разрешение психологических проблем;
¾ преодоление последствий кризисных ситуаций;
¾ информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения;
¾ развитие личности, ее самосовершенствование и самореализация.
Статья 10. Принципы оказания психологической помощи
Психологическая помощь оказывается на основе принципов:
¾ законности;
¾ уважения и соблюдения прав, законных интересов и свобод граждан;
¾ добровольности получения психологической помощи;
¾ доступности получения психологической помощи;
¾ конфиденциальности;
¾ научной обоснованности;
¾ профессионализма.
Статья 11. Основные виды психологической помощи
К видам психологической помощи относятся:
¾ психологическое просвещение;
¾ психологическая профилактика;
¾ психологическое консультирование
¾ психологическое сопровождение;
¾ психотерапия;
¾ психологическая реабилитация и абилитация ;
¾ психологическая экспертиза;
Составной частью любого вида психологической помощи может являться психологическая диагностика,
выражающаяся в оценке индивидуально-психологических свойств личности
гражданина и направленная на выявление психологических проблем
гражданина, уточнение их особенностей.
Статья 12. Формы и способы оказания психологической помощи
Оказание психологической помощи может осуществляться в очной и заочной формах.
Очная форма оказания психологической помощи — оказание психологической помощи без использования средств связи (электронных, печатных и иных).
Заочная форма оказания психологической помощи — оказание психологической помощи с использованием средств связи.
Оказание психологической помощи гражданину осуществляется индивидуально или в составе группы.
Статья 13. Обеспечение конфиденциальности при оказании психологической помощи
Информация, полученная при оказании психологической помощи, а также
факт обращения за оказанием психологической помощи являются
профессиональной тайной, охраняемой настоящим Законом.
Сведения, составляющие профессиональную тайну, могут быть сообщены
психологом третьим лицам только с согласия получателя психологической
помощи (его законного представителя) или в ситуации угрозы его жизни и
здоровью, а также случаях, предусмотренных Законодательством РФ.
Обязанность сохранять профессиональную тайну наравне с психологами
распространяется также на лиц, которым она стала известна в соответствии
с настоящим Законом.
Психологи обязаны информировать законных представителей
несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, о психологических
проблемах несовершеннолетних при которых существует вероятность
совершения действий представляющих угрозу для себя и окружающих.
Предоставление такой информации не является разглашением
профессиональной тайны.
Статья 14. Порядок оказания психологической помощи
Психологическая помощь оказывается на безвозмездной или возмездной основе.
Оказание психологической помощи гражданам на безвозмездной основе
обязаны обеспечивать государственные органы и иные государственные
организации при осуществлении ими деятельности по оказанию
психологической помощи для выполнения целей и задач, возложенных на них
законодательством РФ.
Психологическая помощь на возмездной основе может оказываться
организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на
ведение данной деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 15. Условия оказания психологической помощи
1. Психологическая помощь гражданину оказывается с
его согласия, а несовершеннолетним в возрасте до 14 лет — с согласия
одного из законных представителей, за исключением случаев,
предусмотренных частью второй настоящей статьи.
2. Для оказания психологической помощи
несовершеннолетним в возрасте до 14 лет согласия законных представителей
не требуется:
¾ при установлении фактов жестокого обращения, физического,
психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;
¾ в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально
опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;
¾ при психологической профилактике в учреждениях образования и организациях здравоохранения и органов соцзащиты.
¾ несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
¾ при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно.
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Статья 16. Система психологической помощи населению в Санкт-Петербурге
1. Система психологической помощи населению в Санкт-Петербурге
включает государственные и негосударственные учреждения, оказывающие
психологическую помощь населению, и лиц, оказывающих психологическую
помощь в Санкт-Петербурге.
2. Деятельность учреждений и лиц, оказывающих психологическую помощь,
осуществляется в соответствии с данным Законом и иными подзаконными
актами.
Статья 17. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в Санкт-Петербурге
1. В целях обеспечения координации деятельности в сфере оказания
психологической помощи гражданам в Санкт-Петербурге создается Совет по
координации деятельности в сфере оказания психологической помощи
гражданам в Санкт-Петербурге при Правительстве Санкт-Петербурга (далее –
Совет). Деятельность Совета регулируется положением о Координационном
Совете.
Состав и полномочия деятельности Совета устанавливаются правительством Санкт-Петербурга.
Статья 18. Стандарт оказания психологической помощи населению в Санкт-Петербурге
1. Лица, оказывающие психологическую помощь, должны соблюдать
стандарт оказания психологической помощи населению в Санкт-Петербурге:
2. Стандарт оказания психологической помощи населению в
Санкт-Петербурге устанавливает нормативы качества психологической
помощи в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и
Санкт-Петербурга.
3. Применение стандарта оказания психологической помощи населению в
Санкт-Петербурге обязательно для лиц, оказывающих психологическую
помощь в Санкт-Петербурге.
4. Стандарт оказания психологической помощи населению в Санкт-Петербурге утверждается Правительством Санкт-Петербурга.
Статья 19. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в Санкт-Петербурге
1. Лица, оказывающие психологическую помощь, на добровольной основе
включаются в Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в
Санкт-Петербурге (далее - Реестр) решением Координационного Совета.
2. Порядок ведения Реестра определяется Координационным Советом
Статья 20. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь в Санкт-Петербурге
1. Органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с
федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города
Санкт-Петербурга оказывают поддержку деятельности лиц, оказывающих
психологическую помощь, включенных в Реестр, в следующих формах:
¾ организация обмена опытом, информационно-методическая помощь, повышение квалификации психологов;
¾ содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий;
¾ содействие в повышении психологической культуры населения через рекламную и информационную деятельность
¾ в иных формах, способствующих повышению уровня психологического благополучия и здоровья населения Санкт-Петербурга;
Статья 21. Контроль над деятельностью по оказанию психологической помощи
1. Контроль за деятельностью лиц, оказывающих психологическую помощь,
осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти
Санкт-Петербурга.
2. Общественные объединения специалистов-психологов, общественные
объединения, созданные с целью защиты прав и законных интересов граждан,
которым оказывается психологическая помощь, уполномоченные
Координационным Советом, могут привлекаться для контроля за соблюдением
прав и законных интересов граждан по их просьбе или с их согласия при
оказании им психологической помощи.
ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПСИХОЛОГОВ
Статья 22. Психолог. Требования, предъявляемые к психологу
1. Психолог — физическое лицо, непосредственно оказывающее
психологическую помощь и отвечающее требованиям, предъявляемым настоящей
статьей.
2. Психолог оказывает психологическую помощь в качестве
индивидуального предпринимателя либо работника субъекта, осуществляющего
деятельность по оказанию психологической помощи.
3. Право на деятельность по оказанию психологической помощи имеет специалист:
¾ получивший высшее психологическое или психолого-педагогическое
образование с уровнем профессиональной подготовки не ниже
специалиста/магистра;
¾ имеющий высшее педагогическое или медицинское образование, а
также образование в области социальной работы, прошедшие
профессиональную переподготовку в области психологии.
4. Деятельность психолога, иных специалистов и персонала
учреждений по оказанию психологической помощи основывается на уставных
документах, профессиональной этике и осуществляется в соответствии с
действующим Законом.
Статья 23. Права и обязанности психолога
1. Психологи имеют право на:
¾ защиту своей чести и профессионального достоинства;
¾ объединение, иные общественные организации;
¾ выбор научного подхода, форм и методов оказания
психологической помощи, не противоречащих принятым профессиональным
сообществом и адекватных ситуации оказания психологической помощи;
¾ иные права, предусмотренные законодательством РФ.
2. Психологи обязаны:
¾ квалифицировано осуществлять профессиональную деятельность,
направленную на оказание психологической помощи и основанную на
гуманистических принципах;
¾ не допускать дискриминационных действий при оказании психологической помощи;
¾ уважать и соблюдать права, свободы и законные интересы граждан при оказании им психологической помощи;
¾ сохранять профессиональную тайну с учетом требований настоящего закона;
¾ соблюдать нормы профессиональной этики.
¾ оказывать необходимую психологическую помощь гражданину
(группе граждан) в острой кризисной ситуации путем экстренного
вмешательства.
Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Административная и иная ответственность за нарушение настоящего Закона устанавливается законодательством Санкт-Петербурга.
Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Фоторепортаж о слушаниях:
Справа налево: Председатель комитета по образованию Н.В. Третьяк,
председатель комиссии по науке и высшей школе А.В.Воронцов, заместитель
председателя комисии по образованию, культуре и науке В.О. Нотяг,
заместитель начальника Учебного управления СПбГУ С.Н. Костромина: