Форум персонального сайта В.Шамова
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » психоаналитическая терапия » о развитии Па-терапии » Профессиональная идентичность (каким должен быть психотерапевт)
Профессиональная идентичность
shamovДата: Пятница, 19.06.2009, 23:52 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 365
Репутация: 0
Статус: Offline
Начало новой рубрики.
Тема взята из сообщения Станислава в разделе форума "Взаимоотношение ЕКПП и НФП" здесь ) куда она явно "не вписывается"
Quote
Раз уж был затронут вопрос пола, то мне интересно было бы узнать Вашу точку зрения на тот факт, что в психотерапии и психологическом консультировании и т.п. сферах деятельности подавляющее большинство составляют женщины. На мой взгляд психотерапия (в смысле деятельности направленной на изменение существующего состояния пациента) является мужской профессией. Это не значит, что женщины не должны этим заниматься, но означает то, что проф. качества, на мой взгляд, являются теми, которые ассоциируются с мужским активным началом, а не с пассивным женским. Возможно этот вопрос стоит выделить в отдельную тему.


С уважением.
В.Шамов
------------------------------------------
"It's not who you are, it's who people think you are" Lucas
 
shamovДата: Пятница, 19.06.2009, 23:54 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 365
Репутация: 0
Статус: Offline
Полагаю "с точностью до наоборот". психотерапия - специальность женская. Эмпатия, сочувствие. сопереживание - свойства малохарактерные для мужчины в его "брутальном" варианте.

С уважением.
В.Шамов
------------------------------------------
"It's not who you are, it's who people think you are" Lucas
 
StanislavДата: Суббота, 20.06.2009, 02:41 | Сообщение # 3
Майор
Группа: НФП
Сообщений: 65
Репутация: 3
Статус: Offline
Мысль моя такова, что эмпатия и сочувствие безусловно нужны психотерапевту, но... вопрос упирается в то, что делать дальше. Если терапия является только поддерживающей, то, наверное, этого достаточно. Терапевта, в данном случае, можно ассоциировать с матерью, а клиента с ребенком. Мать своим безусловным принятием и любовью создает условия для развития ребенка и т.п. Однако, в случае диадных отношений раннего детства мы имеем дело с естественным процессом развития ребенка, в котором от рождения заложен потенциал и силы для этого развития. Вопрос лишь в том, как он будет развиваться, что зависит от значимых фигур и среды в котором происходит это естественное развитие.
В случае со взрослым клиентом, сила и потенциал развития и способности изменения, увы, намного меньше, чем в детстве. И то, что ребенку, при правильном воспитании, дается легко, по его естеству, для взрослого человека может быть сопряжено с колосальными усилиями. Причем борьба будет вестись на два фронта. С одной стороны изменение старых схем поведения (привычек), чего нет у ребенка, с другой - научение новому, но с меньшим потенциалом к развитию чем у ребенка и с большим противодействием в виде ригидных схем реагирования.
Если исходить из классического принципа гуманистической психологии, что в каждом человеке заложен понетциал к изменению и стремление к лучшему, то, возможно, достаточно просто создать среду безусловного принятия (женский тип) и ждать пока клиент сам начнет меняться к лучшему, уповая на эти потенциал и стремление.
Опыт же психотерапии показывает, что:
1. Без волевых усилий изменения могут и не произойти, т.к. у человека (тем более обратившегося за помощью) велика сила привычки и велико стремление к вещам, которые могут ему принети (и приносят) вред.
2. Без навязывания психотерапевтом своего мировозрения клиенту не обходится ни одна психотерапия. Все дело лишь в мере этого воздействия: от имлицитного до директивного и суггестивного.
Эти же два положения уже более вписываются в мужскую модель поведения. К тому же они в большей сиепени сопряжены с действием разума, нежели эмоций.
Если перейти на психоаналитический язык, то, на мой взгляд, человек обратившийся за психологической помощью проявляет свою инфантильность. Но после того как "мать" его приняла и успокоила, "отец" должен научить его жить правильно.
Задержка на первом этапе может создать прочную многолетнюю симбиотическую связь с терапевтом, которая хорошо и подробно описана в психоанализе и которая у Фрейда очень хорошо рационализируется представлениями о медлительности процессов изменения, критикой попыток ускорить ПА (которые возникли почти сразу после распространения ПА) и т.п. Безусловно, что процессы изменения очень медленные, но все дело в степени их медлительности и наличии обоснованных способов их ускорить.


"Каждый видит то, что хочет и может увидеть."
 
shamovДата: Воскресенье, 21.06.2009, 01:25 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 365
Репутация: 0
Статус: Offline
Согласен , но только я пожалуй, попробую акцентировать важные, на мой взгляд, моменты
Quote (Stanislav)
Опыт же психотерапии показывает, что:
1. Без волевых усилий изменения могут и не произойти, т.к. у человека (тем более обратившегося за помощью) велика сила привычки и велико стремление к вещам, которые могут ему принести (и приносят) вред.
2. Без навязывания психотерапевтом своего мировоззрения клиенту не обходится ни одна психотерапия. Все дело лишь в мере этого воздействия: от имплицитного до директивного и суггестивного.

Если подходить с позиции "общетеоретической", то вопрос "навязывания психотерапевтом своего мировоззрения" можно расширить до границ принципа Гейзенберга. Тогда само наличие в психической реальности пациента образа психотерапевта (наблюдателя) можно уже рассматривать как "навязывание".

Я же скорее практик (чукча не читатель, чукча - писатель smile ). И то, что в работе с доэдипальным пациентом интерпретации "не работают" - это наблюдение из собственной практики. В этой ситуации того, кому что-то можно объяснить, а он это может понять, в каком-то смысле просто нет. Поэтому работают именно те отношения, которые устанавливаются между пациентом и аналитиком. Т.е., терапевтическое, трансформирующее взаимодействие идет большей частью на невербальном, эмоциональном, эмпатическом уровне. И женщины тут "сильнее" мужчин.
Понимаю, что утверждение типа: "ведущим терапевтическим фактором становятся отношения" весьма банально. (Все-таки, психоанализ - трансферная психотерапия huh ). Отсюда - ход к рассуждению о "женской" направленности этой специальности. По ходу "заполнения" "базового дефекта" в опыте ранних детских отношений с помощью отношений аналитических, по мере идущего благодаря этому формирования "здоровой Эго-функции" , постепенно наращивается степень возможность "понимания". И "мужская функция" начинает постепенно превалировать. Все, как в реальном развитии ребенка.

Отсюда - весьма высокие требования, предъявляемые к личности психотерапевта. Посмотрите, кто остается в "профессионалах" лет через 5-6 от начала работы. Интересное исследование можно было бы сделать. Посмотреть взаимосвязь между структурой личности терапевта, успешностью его работы, типом пациентов (типом патологии) и выбираемым терапевтом типом терапии. И все это - в динамике на лонгитюде лет эдак на 15-20.


С уважением.
В.Шамов
------------------------------------------
"It's not who you are, it's who people think you are" Lucas
 
StanislavДата: Понедельник, 22.06.2009, 02:36 | Сообщение # 5
Майор
Группа: НФП
Сообщений: 65
Репутация: 3
Статус: Offline
Ситуация с навязыванием своего мировозрения психотерапевтом интересна тем, что принцип его ненавязывания прописан и декларируется, пожалуй, во всех психотерапиях, однако, на деле, по объективным причинам, дела обстоят с точностью до наоборот, т.к. они и не могут обстоять иначе.

Относительно работы с т.н. доэдипальными клиентами, я с Вами согласен. Однако, они, вероятно, не составляют подавляющее большинство из тех, кто обратился за помощью. Тем более в психоанализе.

Повторюсь, если ставить своей задачей только лишь успокоить такого клиента от внутренней "мерзости запустения" (что уже не мало), то достаточно стать для него хорошей матерью, но ему как-то (желательно успешно) надо будет жить (взаимодействовать с третьими лицами) дальше в своем новом измененном состоянии. Тут ему уже нужен отец.
Кстати, я не считаю, что терапевт должен стать именно отцом. В итоге он должен стать другом. От принятия и последующего руководства, отношения должны перейти к отношениям дружеского совета. Можно бы было это назвать и братскими отношениями, но тут может возникнуть ассоциация с сиблинговыми отношениями, а в них подразумевается ревность и соперничество.

Трудность интересующего Вас исследования может залючаться в том, что, во-первых, понятие структуры личности довольно размыто и условно (даже исходя из наличия множества теорий личности), но это формальный аргумент, во-вторых, даже среди "профессионалов" есть люди играющие в мировозрение, т.е. условно принимающие положения той или иной психологической теории. Для светской (научной) психологии это, скорее всего, единственно возможное состояние, учитывая принципиальную относительность научных знаний. Такой специалист обладает, если так можно выразиться, несколькими мировоззрениями. Одно для работы, другое для себя (если оно конечно имеется, а не является фрагментарным, как, на мой взгляд, у большего количетва людей).
Сравнивать искренне верящего специалиста и хладнокровного специалиста было бы некорректным, а методов позволяющих точно определить степень веры, на сколько мне известно, нет.
Третьей (обобщенно) проблемой было бы четкое определение таких параметров как: 1. успешность работы (что взять за критерий? устранение симптомов?), 2. тип пациента (тип патологии) - точность дифференциальной диагностики, 3. тип терапии (формально можно назвать себя кем угодно).


"Каждый видит то, что хочет и может увидеть."
 
shamovДата: Понедельник, 22.06.2009, 15:36 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 365
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Stanislav)
по объективным причинам, дела обстоят с точностью до наоборот, т.к. они и не могут обстоять иначе.

Здесь все зависит от определения, вернее - от границ термина. Как определить ту грань, до которой то, что происходит в аналитическом взаимодействии не подходит под определение "навязывание", а после которой - можно говорить о "навязывании".
Quote
Относительно работы с т.н. доэдипальными клиентами, я с Вами согласен. Однако, они, вероятно, не составляют подавляющее большинство из тех, кто обратился за помощью. Тем более в психоанализе.

По анализу моих пациентов и супервизируемых - увы. большинство являются доэдипальными. Просто доэдипальная проблематика в большинстве случаев "сверху" прикрыа эдипальной.


С уважением.
В.Шамов
------------------------------------------
"It's not who you are, it's who people think you are" Lucas
 
StanislavДата: Понедельник, 22.06.2009, 20:17 | Сообщение # 7
Майор
Группа: НФП
Сообщений: 65
Репутация: 3
Статус: Offline
1. Если исходить из бесусловного принятия того факта, что "навязывание" происходит хотим мы того или нет, а не из построения иллюзии и декларирования обратного, то все становится на свои места и даный вопрос, который я считаю псевдовопросом, преобразуется в вопрос используемых методик и интенсивности (силы) психотерапевтического воздействия.

2. Тут я вижу проблему в том, что отсылка к все более ранним периодам (вплоть до внутриутробного), в которых, якобы, находятся причины нынешних проблем клиента схожа с мифотворчеством. В любом случае, объективно проверить это невозможно, а с точки зрения проведения психотерапии легенда причин проблем клиента будет влиять на применяемые методики и интенсивность психотерапевтического воздействия, о которых я писал в п.1.

Обобщая, можно сказать, что роль психотерапевта, по аналогии с ролью тренера, понуждать клиента к необходимыи (с точки зрения психотерапевта) изменениям, т.е. присутсвует явное мужское, активное начало.


"Каждый видит то, что хочет и может увидеть."
 
shamovДата: Понедельник, 22.06.2009, 22:57 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 365
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Stanislav)
Если исходить из бесусловного принятия того факта, что "навязывание" происходит хотим мы того или нет, а не из построения иллюзии и декларирования обратного, то все становится на свои места и даный вопрос, который я считаю псевдовопросом, преобразуется в вопрос используемых методик и интенсивности (силы) психотерапевтического воздействия.

Согласен, что проблема "навязывания" связана с проблемой интенсивности. Что интенсивность "навязывания" может быть столь мала. что ею можно пренебречь.
Quote (Stanislav)
Обобщая, можно сказать, что роль психотерапевта, по аналогии с ролью тренера, понуждать клиента к необходимым (с точки зрения психотерапевта) изменениям, т.е. присутствует явное мужское, активное начало.

Нет, тут позволю себе не согласиться.
Психотерапевт не тренер. Во всяком случае, полагаю это утверждение верным для психоаналитической парадигмы.
Кроме того, уверен, что
- как-только аналитик начинает "понуждать к .... изменениям", психоанализ заканчивается
- как только психоаналитик начинает опираться на свою личную точку зрения - психоанализ заканчивается.
При этом начинается что-то другое, может быть более эффективное, чем психоанализ. Но это уже другая проблема.


С уважением.
В.Шамов
------------------------------------------
"It's not who you are, it's who people think you are" Lucas
 
natanefДата: Вторник, 23.06.2009, 01:21 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Как мне представляется, в вопросе "что делать дальше" (с доэдипальным пациентом) слышится нормальная тревога "матери" (терапевта), которая теряет контроль над дальнейшим развитием ребенка. Вот тут как будто остро встает вопрос о том "кто отец" со всеми втекающими теоретическими и идеологическими последствиями. Удержаться в этот момент от принятия на себя роли "отца" - это большое мужество и преодоление извечного искушения. Однако - это вопрос не теоретической подготовки терапевта, а его личной силы и доверия действиям бессознательного, которые в аналитической диаде (если она сложилась) просто "работают" (иначе зачем вообще заниматься психоанализом , ведь сущестуют многообразные теоретические "методы" психологии, которые могут все досконально объяснить и спрогнозировать). Как мне кажется, принятие роли "Отца" в терапевтической диаде (как и в прочих житейских отношениях) - это прежде всего, большое искушение для терапевта. В этом, возможно, заключается проблема: терапевты - мужчины учатся быть "матерью" и бывают "захвачены" необычной для них ролью. Для женщин - терапевтов в этой роли нет ничего необычного, и они могут вовремя остановиться, когда возникает вопрос о самоопределении их "чада".

Нефедьева Наталия Павловна член НФП кандидат
 
shamovДата: Вторник, 23.06.2009, 09:19 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 365
Репутация: 0
Статус: Offline

(По организации ветки)
Коллеги!
Я пытаюсь расширить рамки обсуждения, привлекая новых участников и расширяя проблемы. Общая идея - попробовать сделать некий "дискуссионный клуб" для анализа актуальных проблем работы с пациентами. Если вы решите, что эту ветку надо сделать закрытой - то так и сделаем.Скорее всего - "переехав" на ветку "супервизии" Пока что он открыт (в смысле допуска)


С уважением.
В.Шамов
------------------------------------------
"It's not who you are, it's who people think you are" Lucas
 
StanislavДата: Среда, 24.06.2009, 03:43 | Сообщение # 11
Майор
Группа: НФП
Сообщений: 65
Репутация: 3
Статус: Offline
natanef,
на данную проблему можно посмотреть и иначе, избежав сравнений с отцовско-матреинскими аналогиями. Клиент в процессе терапии изменился (дай Бог в лучшую сторону), т.е. приобрел что-то новое и отказался от чего-то старого (патологичного). Соответственно, должен измениться его образ жизни, его реакции на внешние и внутренние воздействия. Та среда, в которой он находился до терапии и в процессе терапии, будет для него уже "враждебной". А готов ли он в новом измененном состоянии противостоять среде (как?), изменить ее (каким бразом?), поменять ее на новую (какую новую?), поменять свое отношение к ней (на какое?). Если исходить из принципов гуманистической психологии, то в человеке заложен потенциал и он, после процесса принятия терапевтом (т.е. создания терапевтом искуственной среды, способствующей самоактуализации клиента), должен сам определиться, что ему делать дальше. Но не наступит ли он на старые гарбли, не выберет ли новый патологичный путь, будет ли обладать способностью для самоопределения (ведь представления о заложенности данной способности является лишь предположением)? Поэтому здесь не материнский страх потери контроля над ребенком, а чувство ответсвенности за человека, который доверился и изменился благодаря психотерапевтическому воздействию. Если клиент стал способен к самоопределению, то слава Богу. Свобода священное качество человека.
По всей видимости, существует неопределенность в понимании роли "отца" в контексте данного обсуждения. Под "отцом" я понимаю, во-первых, мужское, активное начало, а, во-вторых, определенные знания, которые могут быть полезны для клиента. Активность терапевта заключается в том, что вся его деятельность является направленной не только на принятие клиента (как в случае с матерью), но это принятие является лишь необходимым условием для дальнейшей работы с клиентом. Если принятие клиента явилось достаточным условием для успешной психотерапии и клиент стал способен к непатологичному самоопределению, то, естественно, никто ему ничего навязывать не собирается.
Другими словами, активность (мужское начало) терапевта заключается в том, что его взаимодействие с клиентом имеет своей целью не просто принятие клиента, но принятие с целью его (клиента) последующего изменения. Если бы эти изменения не были бы нужны, то какой смысл проводить терапию?

В последнюю Вашей фразе, о возможной проблеме, я увидел противоречие. Если мужчины-психотерапевты учаться быть "матерью" и бывают "захвачены" этой ролью, то они, по идее, наоборот, должны чрезмерно подавлять свою активность, в отличие от женщин, для которых роль матери является естественной и они могут контролировать свою активность.

Относительно доверия действиям бессознательного и многообразных теоретических "методов" психологии. Я, как раз, не доверяю действиям бессознательного и не считаю психоанализ чем-то исключительным среди многообразных "методов" психологии, поэтому им и не занимаюсь.


"Каждый видит то, что хочет и может увидеть."
 
StanislavДата: Среда, 24.06.2009, 04:00 | Сообщение # 12
Майор
Группа: НФП
Сообщений: 65
Репутация: 3
Статус: Offline
shamov,
1. полагаю, что "навязыванием" пренебречь никак нельзя, т.к. оно реально существует. Когда клиент обращается за помощью к психотерапевту на двери которого написано, например, психоаналитик или православный психолог, то уже происходит определенное "навязывание" клиенту модели психотерапии и соответсвенно мировоззрения. Остается принять это "навязывание" как факт, взять за него на себя ответственность и полноценно его использовать. Не ограничивая, естественно, свободы клиента, а так же пытаясь сопоставить то, что нужно "навязать" с тем, что клиент может воспринять.
2. Психоаналитик точно также понуждает к изменениям как и любой психотерапевт, поскольку его деятельность, надеюсь, направлена на помощь клиенту, т.е. изменение его (клиента) состояния, чтобы уменьшить его (клиента) страдания. Разница в способах и интенсивности этого воздействия не меняет его (воздействия) направленность. Если психотерапевт не опирается на свою личную (как психотерапевта) точку зрения, то он играет в психотерапию или не верит в то, что он делает, либо занимается этим для удовлетворения своих, а не клиента проблем. Вера в действие бессознательного делает психоанализ личной точкой зрения психотерапевта.
Сопротивление, по всей видимости, вызывает слово "навязывание", хоть оно и стоит в кавычках. Давайте назовем это транслированием своего мировозрения клиенту. Естественно, что речь не идет о внушении клиенту своего мировоззрения. Перед ним (клиентом) всегда есть выбор принимать то, что говорит психотерапевт или нет.


"Каждый видит то, что хочет и может увидеть."
 
StanislavДата: Среда, 24.06.2009, 04:05 | Сообщение # 13
Майор
Группа: НФП
Сообщений: 65
Репутация: 3
Статус: Offline
По организации ветки.
Я за открытый доступ к ветке.


"Каждый видит то, что хочет и может увидеть."
 
shamovДата: Среда, 24.06.2009, 14:43 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 365
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Stanislav)
Я за открытый доступ к ветке.

ОК


С уважением.
В.Шамов
------------------------------------------
"It's not who you are, it's who people think you are" Lucas
 
gaidalyonokДата: Четверг, 25.06.2009, 15:25 | Сообщение # 15
Рядовой
Группа: Дипломный Курс ГА
Сообщений: 2
Репутация: 1
Статус: Offline
«….На мой взгляд психотерапия (в смысле деятельности направленной на изменение существующего состояния пациента) является мужской профессией. Это не значит, что женщины не должны этим заниматься, но означает то, что проф. качества, на мой взгляд, являются теми, которые ассоциируются с мужским активным началом, а не с пассивным женским. Возможно этот вопрос стоит выделить в отдельную тему.»
Если говорить об активности, как о черте присущей именно мужчинам, и думать о том, что именно эту активность, как черту личности в процессе совместной работы клиент будет интроецировать, то тогда профессию психотерапевта можно назвать мужской. Вопрос в том, будет ли происходить поглощение данной черты, если терапевт буквально будет строить программу действий пациента, либо процесс может быть запущен только при минимальном вмешательстве практикующего специалиста (как первый шаг: молчание со стороны терапевта преполагет речь пациента, его активность)? Как не странно мне кажется, что чаще мы выбираем золотую середину. В острых ситуациях можем проявлять активность, и потом обсуждать то, что произошло. В плановых предоставляем возможность быть активным самому пациенту и выбирать свой путь.
То, что активность это черта, принадлежащая именно мужской структуре личности в нашем современном обществе, для меня это как- то выглядит сомнительно? Какие именно социологические исследования это подтверждают? То, что у нас есть представления о гендерных различиях и в этих представлениях существует предписывание большей активности именно мужчинам, это да. Это видно и из данного общения. И еще такой вопрос, с какими личностными характеристиками в нашей профессии встречаются мужчины? Характерна ли для них активность или пассивность, насколько они отличаются по чертам личности от женщин в данной профессии?


Оптимисты считают, что наш мир самый лучший, пессимисты, что так оно и есть.
 
Форум » психоаналитическая терапия » о развитии Па-терапии » Профессиональная идентичность (каким должен быть психотерапевт)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz